В мае в Тоскане цветут дикие ирисы. Конечно, это не такое эффектное зрелище как алые маковые поля. Но бледно-голубые нежные лепестки ирисов среди зеленых стреловидных листьев по берегам рек тоже смотрятся прекрасно.
У жителей столицы Тосканы Флоренции к ирису особое отношение. Здесь даже есть Сад Ирисов (Giardino dell’Iris). Он разбит в очень красивом месте между бульваром Viale Colli и площадью Piazzale Michelangelo в окружении старых олив, с сумасшедшим видом на город.
Здесь на площади в два с лишним гектара каждую весну расцветают 1500 разновидностей ирисов: высокие и бордюрные, «бородатые», карликовые, японские, сибирские, луизианские…
Стоит заглянуть в сад, чтобы понять, на что способны фанаты-цветоводы и селекционеры. На грядах, в куртинах, на полянах красуется неимоверное количество эффектных ирисов. Необыкновенная палитра: от нежно-розовых и бледно-желтых до пурпурных и бархатно-фиолетовых.
Жаль только, что доступно это великолепие лишь один месяц в году — так недолговечна красота нежных цветов. Но уж если окажетесь во Флоренции в апреле или мае, не пожалейте времени, перейдите Арно через мост Santa Croce и поднимитесь к Piazzale Michelangelo. Остановитесь, чтобы полюбоваться на терракотовые крыши Флоренции. По правую руку, чуть ниже, будет вход в сад.
Нам как-то не везло с этим парком. В первый раз задержались надолго в соседнем Саду Роз и не успели до закрытия. На следующий год лил проливной дождь. Какое уж тот любование цветами? В следующем апреле, наконец, добрались, но весна была затяжной, так что к моменту нашего появления цветение только начиналось, и не удалось сделать сногсшибательных снимков.
В этом году мы абсолютно твердо договорились с нашей подругой Алессандрой из Флоренции вместе прогуляться по знаменитому саду. Планы разрушил коронавирус. Самолеты не летают, границы закрыты.
Но Алессандра сообщила, что сад, хоть и с опозданием, но открыли для посетителей в начале мая. Конечно, с соблюдением всяческих правил, масками, перчатками, ограничениями на входе… 63-й по счету Международный конкурс тоже состоялся. Создатели самых красивых сортов были вознаграждены. Не случись этого, было бы смертельно обидно.
Представьте себе, сколько лет и трудов вложено в хрупкое явление красоты. В конкурсе участвуют садоводы со всего мира. Достаточно прислать в сентябре фотографии и корни своего экземпляра. В октябре его высадят в землю. Три года за растением наблюдают, и только потом его представляют на глаза жюри, которое состоит из именитых цветоводов. Между прочим, ирисы, победившие в конкурсе, остаются в саду навсегда.
Когда мы гуляли между этими грядами и лужайками, то на табличках читали звучные имена цветов — победителей. Рядом, как завороженные, бродили не только праздные зрители, вроде нас, но и настоящие цветоводы. Фотографировали, записывали номера и названия сортов, чтобы потом купить у устроителей — членов Общества любителей ирисов Флоренции — корни понравившихся цветов. Мы тоже поддались искушению, купили. Тем более, что вход в сад бесплатный, а покупкой корней поддерживаем энтузиастов.
Ирис для Флоренции — символ не слабее собора Санта Мария ди Фиори. Некоторые краеведы считают, что само имя города связано с этими цветами. Легенда гласит, что в 59 году до Н.Э. когда император Гай Юлий Цезарь повелел основать поселение на берегу Арно, римляне праздновали флорарии. Торжества в честь богини весны Флоры (Fiora на латыне) длились целую неделю с28 апреля по 3 мая. Пиры перемежались спортивными состязаниями, песнопениями и плясками. И какие же цветы радовали глаз римлянам на берегу Арно? Правильно — ирисы. И назвали город Firenze — «Цветущая», Флоренция.
Так или иначе, в средние века ирис появляется на гербе Флоренции. Рыцари уходили в первый крестовый поход, неся его на щитах. Стоит приглядеться к вывескам и объявлениям на улицах города — всюду видишь этот знак. И как первые рыцари-крестоносцы несли символ ириса на щитах, так футболисты главного клуба города Fiorentina носят его на своих фиолетовых футболках.
В 1252 году Флоренция отчеканила первые золотые монеты — флорины. Считается, что это была своего рода резервная валюта Европы (как сейчас доллар или евро). Монета весила 3,54 грамма 24-каратного золота. На одной стороне на ней было изображение покровителя города Иоанна Крестителя, а на другой, естественно, — ирис.
Забавно, как важны были символы для той поры. В городах, которые Флоренция присоединяла, победители устанавливали колонны, венчавшиеся флорентийский львом marzocco, который держал в лапах щит с изображением ириса. Только тычинок — «органов репродукции» — у цветка не изображали, подчеркивая подчиненное положение территории в иерархии флорентийской республики.
Или вот, уже во времена Наполеона, захотели французы изменить герб Флоренции, добавив зелёное поле снизу, красное — сверху, и еще трех золотых императорских пчел над цветком… Издали декрет, получили в ответ недовольство и народное волнение. И уж после изгнания французов, жители немедленно вернули все назад.
Но некоторые метаморфозы с символом города все же происходили. К слову сказать, монсеньор Винченцо Боргини (Vincenzo Borghini) интеллектуал, художник и философ ( друг и редактор Джорджио Вазари ) в своем трактате Discorsi (1584) сообщает, что изначально гербом города был белый, как ему и положено, флорентийский ирис на красном поле. Но в 1266 или в 1267 году герб кардинально поменял цвет. Цветок стал алым, а фон — белым.
Дело в том, что после затяжной политической борьбы, переходящей в реальные битвы между партией гвельфов (сторонников папства) и гибеллинов (поддерживающих императора Священной Римской империи) последние были изгнаны из города. Но гибеллины, как патриоты Флоренции, продолжали носить на своих стягах герб любимой республики. Победители-гвельфы не могли стерпеть такой наглости и «перекрасили» ирис. У Данте в «Божественной комедии» есть эпизод, где поэт разговаривает со своим предком, который, повествуя о благословенных и справедливых временах Флоренции, замечает: «Тогда лилия (giglio) еще не превратилась в красную». (Canto XVI del Paradiso 152-154).
В Тоскане принято кивать на Данте. Но спросите, при чем здесь лилия, если речь идет об ирисе? Сама удивилась, когда в разговоре о саде ирисов, синьора Алессандра вскричала: «Я стараюсь каждую весну посмотреть на giglio di Firenze»!
В общем так. В итальянском языке есть слово ghiacciolo — сосулька. Цветок дикого ириса своей белизной и прозрачностью напоминал тосканцам льдинку. Слово со временем трансформировалось в giaggiolo, как везде в Италии называют ирис. Флорентийцы переиначили его на свой манер — giglio — и внесли путаницу.
Впрочем, проблемы есть и с красным цветом ириса на флаге Флоренции. Город установил специальную премию для селекционера, который в конкурсе выведет цветок, столь же алый и яркий. Но, по авторитетному мнению некоторых членов жюри, на самом деле ирисы не бывают красными. Для них свойственны оттенки ближе к цвету ржавчины или к пурпуру.
В этом году первую премию конкурса получил цветок под названием Dali итальянца Аугусто Бьянко. У него нежно-желтые лепестки с легкими сиреневым тенями.
Giardino dell’Iris создали в 1954 году две женщины: Фламиния Спект (Flaminia Specht) и Нита Стросс Радикати. Они убедили муниципалитет отдать городскую территорию под уникальный ботанический сад, посвященный «лилии Флоренции», чтобы принять фанатов ириса со всех концов света. И сейчас в нем работают не только цветоводы, но и ученые-ботаники, селекционеры. Здесь собрали генофонд прекрасного цветка.
Как иногда бывает в путешествиях, я услышала имя Фламинии Спект еще до того, как побывала в Саду ирисов. Дело было в небольшом городке Стиа (Stia), знаменитом своими каштанами. Городок стоит на берегах бурной речки, сбегающей с лесистых гор в Казентино – в довольно глухой части провинции Ареццо. Там нам посоветовали проехать несколько километров на машине в горы и посмотреть на средневековый замок Castello di Porciano.
Место оказалось очень эффектное, особенно высокая башня, увитая плющом.
У замка была длинная вековая история. Издавна им владела самая сильная и знатная в этих краях семья Гуиди. Им же принадлежал и замок Поппи, у стен которого в 1289 гвельфы Флоренции бились с гибеллинами Ареццо. В ней участвовал и молодой флорентийский поэт Данте. По иронии судьбы и прихоти политической борьбы, через двадцать лет он, изгнанный из Флоренции, примкнет к бывшим противникам (гибеллинам) и будет гостить в этих замках у графа Гуиди. В Порчиано он напишет несколько своих знаменитых политических писем: Ai Principi e Popoli d’Italia, Ai Fiorentini, Ad Arrigo VII.
Последний из рода Гуиди покинул замок в1442 году, уйдя в монастырь. Долгое время он простоял каким-то бесхозным, пока в конце XVIII века коммуна Стиа не продала его семье Горетти де Фламини.
В 1905 году в этой семье и родилась девочка Фламиния. Как рассказывает ее дочь, нынешняя владелица замка, синьора Марта, характер у нее был сильный. Чем она только не увлекалась: отлично ездила верхом, танцевала. В тридцать лет она выучилась на акушерку и работала в больнице для бедных. Романтическая история любви Фламинии оказалась вполне в духе старого замка.
Во Флоренции в конце мировой войны итальянская медсестра военного госпиталя познакомилась с американским добровольцем адвокатом из Миннесоты Джорджем Андерсоном Спектром. Любовь с первого взгляда, свадьба, отъезд молодожёнов в Америку. У них рождается дочь. Но Флоренция оказалась сильным магнитом. Они возвращаются. И вкладывают свои силы и деньги в реконструкцию почти разрушенного наследства семьи Горетти де Фламини в горах Казентино.
Среди увлечений, приобретенных молодой флорентийкой в Америке, было цветоводство. И неслучайно именно ей приходит в голову идея организовать в родном городе международный конкурс ирисов.
Представляете, сколько энергии было у этой женщины! Истинная флорентийка! Посадила сад, ставший гордостью Флоренции. Восстановила, считай, построила заново, замок, которым гордится Тоскана. Воспитала дочь, которая сегодня продолжает традицию родителей, показывая коллекции, собранные ими для замка.
Последние годы жизни синьора Спектр провела в любимом Казентино и умерла в 2004-м году в возрасте 99 лет, намного пережив своего мужа, которому не пришлось увидеть законченными работы в Кастелло Порчиано. Но, будучи таким же страстным садоводом, как и его супруга, однажды в 1972 году синьор Спектр сумел победить на конкурсе ирисов. Выведенный им пурпурный, темно-красный ирис назывался Rosso fiorentino.
Очень эффектный, но все-таки не алый.
«Флоренция, ты ирис нежный»… Эти слова Александра Блока любят повторять, рассказывая о прекрасной столице Тосканы. Но в блоковском цикле стихотворений, написанных во Флоренции, есть еще более замечательные строки, посвящённые символу города, которые так созвучны виду, что открывается из Сада Ирисов:
Страстью длинной, безмятежной
Занялась душа моя,
Ирис дымный, ирис нежный,
Благовония струя,
Переплыть велит все реки
На воздушных парусах,
Утонуть велит навеки
В тех вечерних небесах,
И когда предамся зною,
Голубой вечерний зной
В голубое голубою
Унесет меня волной…